|
Наука есть ясное познание истины,
просвещение разума, непорочное увеселение
жизни, похвала юности, старости
подпора, строительница градов, полков
крепость, утеха в несчастии, в счастии
украшение, везде верный и безотлучный спутник.
Кто к добродетелям путь отверзает?
Наука. Кто от пороков? Наука. |
В этом году 8 ноября (по старому стилю) мир будет отмечать 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (8 ноября 1711- 4 апреля 1765 по старому стилю).
До начала XVIII века образовательные учреждения на Руси существовали лишь при монастырях. Реформы Петра I положили начало светскому образованию. Однако население оставалось неграмотным, простому народу наука была недоступна. Ломоносов преодолел все преграды и стал не только замечательным ученым, но и реформатором-педагогом. А.С. Пушкин писал о нем: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Вклад М.В. Ломоносова в развитие гуманитарного знания: величайший русский ученый-энциклопедист, первый русский академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, на основе его идей создан Московский университет, историк, поэт и теоретик силлабо-тонического стихосложения, основоположник современного русского языка, создатель русской философской оды, автор фундаментальных трудов по риторике.
Великий ученый считал, что главной заботой государства должно быть просвещение народа и развитие наук. Педагогическая деятельность Ломоносова продолжалась около 20 лет. Он занимался организацией учебного дела в стране, реформированием академической гимназии и университета, внедрением классно-урочной системы обучения, разработкой методических учебных пособий. Он был убежден, что Россия нуждается в элементарном образовании, расширении и улучшении школьного дела. Университеты должны стать ведущими в стране учебно-научными центрами по подготовке высококвалифицированных специалистов и влиять на прогресс науки, без которой, по его мнению, общество не может развиваться. Ломоносов рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей, наследственности и индивидуальных особенностей детей, способных учеников склонять "к дальнейшему усовершенствованию их в науках”. М.В. Ломоносов ратовал за распространение просвещения, чтобы "иметь своих природных россиян в профессорах”.
|